Аналитики из компании Sensor Tower делают беспощадные выводы – эпоха свободы, оптимизма и уверенности в том, что удачный проект способен обогатить его разработчика, канула в Лету. Онлайн-магазин для платформы iOS трансформировался в торговую площадку, на которой властвуют негостеприимные конкурентные условия.
Статистические данные не глобальны, зато свежи, информация о состоянии дел в App Store собрана за первый квартал 2016 года. Суммарное количество закачек составило 1,38 млрд., активные участники сервиса получили порядка $1,43 млрд. чистой прибыли. Если отбросить совсем уж символические, наивные или просто малоизвестные проекты, а оставить только те, что целенаправленно развиваются с целью получения дохода, выяснится, что за ними стоит чуть менее 62 тыс. издателей. Из них 623, всего-навсего 1% от общей массы, фактически контролируют весь рынок.
Искомый единственный процент игроков получает 94% всей квартальной выручки App Store, а это более $1,3 млрд. Большие деньги получают те, кто курируют крупные, разрекламированные проекты – Supercell с игрой «Clash of Clans», Machine Zone и ее «Game of War Fire Age», Spotify и Netflix. Деньги здесь создаются за счет платных загрузок и транзакций внутри приложений, поэтому не менее могущественные Facebook, Uber или Amazon в искомый рейтинг не попали, у них несколько иные схемы монетизации услуг.
Если мы вслед за аналитиками Sensor Tower взглянем на происходящее в App Store с иного ракурса, то обнаружим – сегодня здесь трудятся 127 000 издателей. Это те, у кого есть минимум одно приложение, удостоившееся получить хоть какую-нибудь пользовательскую оценку. Проще говоря, не оставшееся совсем уж незамеченным. На долю 99% этих издателей в сумме пришлось 414 млн. закачек в течение минувшего квартала. Это значит, что оставшиеся 966 миллионов загрузок или 70% от общего трафика – трофей 1% издателей.
Необязательно, что 1% самых доходных и 1% самых востребованных проектов в App Store полностью совпадают, но позиции из этих двух списков пересекаются достаточно часто, чтобы это можно было списать на погрешности. Ситуация в онлайн-магазине Apple явно выходит за рамки хрестоматийного выражения «побеждает сильнейший». В данном случае налицо оккупация среды малым количеством игроков, которые фактически перекрыли путь если не к успеху, то хотя бы к деньгам для всех остальных. Это означает наличие конкуренции лишь на двух диаметральных направлениях, среди самых богатых и в клоаке наивных, возможно, оригинальных, но не имеющих шанса пробиться наверх молодых проектов.
Почти не имеющих – формально Apple получает комиссионные отчисление в любом случае и может не вмешиваться в происходящее, на практике же слухи о глобальной реорганизации App Store курсируют уже давненько. О том, какую новую схему в итоге выберут подопечные Тима Кука, пока даже нет намека, равно как и о возможной дате реформы. Но вряд ли стоит надеяться на возврат к тем временам, когда любопытный стартап имел реальные шансы за неделю-другую стать восходящей звездой iOS-среды. Теперь успех принадлежит тем, кто подобно Supercell и Machine Zone инвестирует десятки миллионов долларов не в разработку ПО, а в его продвижение – рекламу, проплату рейтингов, заказ рецензий и партнерские программы.